13:56 Преображение Господне |
|
Сегодня наша Церковь празднует Преображение Господне. 1. Событие Преображения Христова публичная деятельность заканчивается. Вскоре наступят Его муки и смерть. Хотя апостолы верили, что Иисус это Богом посланный Мессия, и эту веру публично исповедали устами апостола Петра, все-таки их вера не была укреплена. Христос хочет укрепить их веру чрезвычайным актом. Поэтому через несколько дней после того, как предсказал им Свои страсти и смерть, Он берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна, выходит с ними на гору Фавор и здесь на молитве приоткрывает перед ними лучик Своего божества. Святой евангелист Матфей о чудесном Христовом Преображении говорит: «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17, 2). Возле Агнца Божьего появились ветхозаветные пророки Моисей и Илья и беседовали с Ним о Его смерти. Апостол Петр, увлеченный блеском Христовой славы, восклицает: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Впрочем, как при Христовом крещении в Иордане, так и здесь услышали голос с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17, 5). Святое Евангелие ничего не говорит о месте Преображения Иисуса. Зато христианская традиция с IV в. принимает, что тем местом была гора Фавор. Почему Помазанник только трем вышеназванным ученикам показал славу Своего божества? По мнению святого Иоанна Дамаскина, Иисус взял с собой Петра, чтобы тот, кто публично исповедал Христово божество, услышал подтверждение своего исповедания и от Небесного Отца. Господь взял на Фавор Иакова, потому что тот должен был быть первым епископом Иерусалима и первым из апостолов должен был отдать свою жизнь за Сына Божьего. Наконец Спаситель сделал свидетелем Своего преображения и апостола Иоанна, ибо он был Его любимым учеником и девственником. Евангелист Иоанн, осознав Христово божество на Фаворе, после в своем Евангелии писал: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1, 1). Все три апостолы, свидетели Христовой славы на Фаворе, будут после свидетелями и Его агонии на Елеонской горе. Как глубоко Христово преображение записалось в их сердцах, видно из того, что они писали о нем спустя много лет. Апостол Петр во втором послании веру в Иисуса скрепляет напоминанием о Его славном Преображении, говоря, что они были «очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет 1, 16-18). А святой евангелист Иоанн с восхищением напишет в своем Евангелии: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1, 14). 2. Установление праздничного дня С VI в. этот праздник торжественно отмечают в Восточной Церкви под названием Преображения Господня. В Западной Сирии в VIII веке он назывался праздник Фавора. 3. Какого числа отмечается праздник в Католической Церкви? С Востока праздник Преображения приходит на Запад где-то в VII-VIII веках. Здесь он очень медленно входил в практику, его отмечали в разное время и еще в XII веке он не был общим. Папа Каллист III в 1457 году распространил этот праздник на всю Западную Церковь и приказал праздновать его 6 августа в память победы над турками под Белградом. Эту победу одержали 22 июля 1456 г., но весть о ней дошла до Рима только 6 августа. Армяне отмечают Преображение Господне в 7 воскресенье после Сошествия Святого Духа. |