22:10 СВЕТ ВО ТЬМЕ |
|
Два евангельских рассказа всегда более всего подвергались сомнению. И оба они связаны с воскресением: в одном случае - Христа, в другом – Лазаря. Как правило, основным аргументом в пользу исторической недостоверности истории о Лазаре Четверодневном выдвигают то, что никто из евангелистов, кроме Иоанна, не рассказывает об этом. Однако из Евангелия мы знаем, что Христос воскресил немало умерших. О ком-то из них говорится кратко, как о сыне вдовы из Наина. О ком-то подробнее, как о дочери Иаира. Большинство и вовсе не названы по имени. Так что в самом факте воскрешения нет ничего, выходящего за рамки привычных дел Иисуса. О воскресении Лазаря так подробно Иоанн рассказывает не случайно. Как не случайно это событие предшествует кульминационной точке его Евангелия – распятию и смерти Спасителя. Ему важно показать: Христос, идущий на смерть, остается при этом Владыкой жизни и смерти. Он волен и воскресить, и умереть, и воскреснуть. Евангелие от Иоанна вообще полно такой внутренней символики, проявляющейся и в подборе событий, и в выборе слов Христа. В той же 11 главе, отвечая ученикам, недоумевающим, почему Он не боится идти в Иудею, где Его могут убить, Иисус произносит: «Не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем. Эта странная и как будто бы не связанная с вопросом фраза, на самом деле, несет в себе глубокий внутренний смысл. Прежде всего, Иисус говорит, что для Его служения определен конкретный срок. Также, как есть 12 часов для дня (когда светит свет), и есть 12 часов для ночи (когда царит тьма). Поэтому с Ним не может случиться ничего сверх определённого Отцом. Тьма приходит, потому что так ей определено. Но вслед за нею всегда идет день. Он отличается от тьмы только наличием света. И если свет приходит во тьму, то ночь отступает и теряет свою ослепляющую силу. Отчаяние и страх, порождаемые тьмой, незнакомы тому, у кого внутри горит Свет. Отец для Христа – то Солнце, которое помогает Ему не бояться и не совершать ошибок (не спотыкаться). Для того, в ком есть этот Свет, - всегда день. Сразу же за этим Иисус говорит о сне Лазаря. Это намек на его смерть. На то, что он – в иудейском царстве мертвых, Шеоле, где души находились в состоянии сна без надежды на пробуждение и воскресение («Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» - Иов. 14:12). В тоже время, в контексте предыдущих слов Иисуса эта фраза приобретает дополнительный смысл и глубину. Для Лазаря наступила ночь – время сна и власть тьмы. Образ ночи играет в Евангелии огромную роль. В ночи нет света/Бога. Ходящий ночью спотыкается. «Ходящий во тьме не знает, куда идет». В ночь уходит Иуда, принявший решение предать Христа (Ин. 13:30). Тьма по всей земле настала после того, как люди распяли своего Спасителя (Мк. 15:33). Ночь наступает, когда человек уходит от Бога и темнота греха поглощает его. Тьма поглотила Лазаря. И в эту тьму за ним идет Свет мира – Христос. Он не исцеляет его, что мог бы сделать сразу и на расстоянии, едва узнав о болезни Лазаря. Он, напротив, задерживается на несколько дней, не облегчая его предсмертные муки и горе его сестер. Совершается то, что должно свершиться: Лазарь должен умереть, Марфа и Мария должны пережить отчаяние и горе. В этом есть свой смысл, неочевидный в тот момент ни для кого, кроме Христа. «Радуюсь, что Меня не было там», - говорит Он ученикам, - чтобы вы уверовали». Бог извлекает человека из бездны отчаяния, когда становится очевидно, что уже никто не в силах ему помочь. Так, царь Давид взывает к Господу из глубины отчаяния (Пс. 129:1). Так, Иов умоляет Бога вспомнить о нем в Шеоле и послать избавление (Иов. 14:13-14). На их призыв и вопль каждого отчаявшегося человека и отвечает Христос. Человек спасается только верой. Но вера чаще всего рождается на границе отчаяния и надежды. «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него», - с горечью восклицает евангелист Иоанн. Не верят в Иисуса апостолы, отговаривая Его идти в Иудею. Не верит Марфа, убеждая не отваливать камень от двери гроба. Не верят даже самые близкие к Нему. Что говорить о прочих, с сомнением говорящих: «Если уж Он будто бы отверз очи слепому, не мог ли сделать, чтобы и этот не умер?». Смерть Лазаря предопределена всеобщим неверием (как, вероятно, и смерть вообще). Это кажется жестоким, если не помнить смысл происходящего. Лазарь должен умереть и на глазах у всех быть воскрешенным, чтобы люди (и прежде всего, ученики Христа) поверили, что «Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Этим чудом Иисус утверждает, что волен властвовать над жизнью и смертью человека и для Его силы и власти нет границ. Он разговаривает с Богом, как истинный Сын с истинным Отцом, как равный Ему по природе, хотя и подчиняющийся Ему в силу сыновней любви. Он не просит Его воскресить Лазаря. Смысл Его обращения к Богу на глазах у людей не в этом. Он демонстрирует им свое право говорить с Богом на равных и, одновременно, повелевать и живым, и мертвым. Эта власть над жизнью и смертью и есть то, что нам так тяжело принять. Мы допускаем хождение по воде, превращение воды в вино, мгновенное исцеление больных. Но наше человеческое естество не может принять то, что разлагающаяся плоть может вдруг восстать и обрести жизнь. Это противоречит не только нашему житейскому опыту, но и какой-то глубинной сути самой человеческой природы. Мы чувствуем бессилие перед смертью и бессознательно признаем ее власть над нами. Именно потому воскрешение Лазаря было настолько демонстративным, в отличие от большинства чудес, которые совершал Иисус. Он показал, что у смерти нет власти в мире, куда пришел Бог. И если Он отдает Свою жизнь, умирая затем на кресте, то делает это по Своей воле, а не подчиняясь чьему-то произволу. Чтобы «разбудить Лазаря» Иисус идет в Иудею, где Ему угрожает смерть. Чтобы разбудить людей, сидящих во тьме, Он отдает Себя во власть смерти и идет на крест. Вместе с нами Он кричит Богу: «Зачем Ты меня оставил?». Вместе с нами спускается в бездну отчаяния. Он становится человеком, чтобы пережить тот смертный ужас, который переживаем мы. И остается Богом, чтобы вывести нас из этой бездны: «Чтобы народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».
Источник - ТГ-канал "МАРАН АФА - Блог Иоанна Бурдина" https://t.me/ioannburdin/ |